Машина подъедает масло что делать. Что делать, если двигатель начал брать много масла? Как определить, что двигатель ест масло

Когда-то моторное масло применялось исключительно для уменьшения трения между вкладышами и шейками коленчатого вала. Сегодня смазочные составы являются гидравлической жидкостью, которая проникает практически во все узлы и механизмы силового агрегата. создает на поверхности деталей особую пленку, которая защищает не только от повышенного трения, но и коррозии, различных агрессивных сред, а также перегрева. Смазочный состав курсирует по системе ГРМ, стенкам цилиндров, «заходит» к подшипникам качения и трения. Для исключения утечки этой гидравлической жидкости, в моторе устанавливают прокладки, а на вращающихся элементах ДВС – сальники. Отсутствие смазки в двигателе – катастрофа, которая неминуемо приведет к заклиниванию агрегата и капитальному ремонту. Поэтому необходимо постоянно следить за уровнем масла. Но что делать, если вы замечаете его чрезмерный расход? О том, почему двигатель ест масло, рассказывается ниже.

Повышенный расход масла: симптомы и причины

Характер того, как мотор расходует масло, выражается в разной интенсивности и стабильности проблемы. Двигатель «ест» смазочный состав:

  • в незначительном объеме – чуть больше нормы;
  • в нереально больших количествах;
  • постоянно и в одинаковых объемах;
  • «наскоками»: расход то нормальный, то увеличенный.

Первый признак перерасхода, т. е. его малого количества, является зажигание соответствующей лампочки на панели приборов. Заметив эту неприятность (если она не связана со штатным добавлением моторной жидкости), нужно определиться с характером «исчезновения» масла, проверить симптомы, проявление которых говорит о возможных причинах проблемы.

Расход масла сопровождается синим дымом из глушителя

Этот симптом сопровождается, как правило, чрезмерным потреблением смазывающего материала, а иногда еще и падением мощности силовой установки. Почему «жрет» масло мотор? Здесь очевидно, что, скорее всего, масло сгорает где-то в двигателе. Чтобы в этом удостовериться наверняка, желательно протестировать выхлоп газоанализатором.

А можно и по-народному: прислоните чистую бумагу к трубе на несколько секунд. Наличие жирных пятен говорит о наличии масла в выхлопе. Каковы же причины «явления»?


Полный или частичный отказ системы PCV (принудительная вентиляция картера)

Симптом этой неприятности может носить очень ярко выраженный характер: машина ест масло, дымит, но как только количество материала по щупу доходит до минимума, все нормализуется. А дело вот в чем: если один из шлангов или клапан оказываются забитыми, то поступление воздуха для образования горючей смеси нарушается. В итоге система работает только наполовину: через оставшийся свободным вентиляционный патрубок. Это чревато появлением масла в воздушном фильтре, а также закоксовыванию дроссельной заслонки. Результатом станет увеличение разрежения в картере, что повышает трату масла на угар. Если же ситуация обостряется и забитыми оказываются два канала, то смазку может выдавить в отверстие для щупа, либо, что еще хуже, — через сальники двигателя.

При чрезмерном потреблении масла идет черный дым

Почему «жрет» масло авто в этом случае? Здесь первоочередная причина — закончившийся эксплуатационный ресурс поршневых маслосъемных колец. Впрочем, они могут и сломаться, но такое явление – редкость и характерно разве что для некачественных изделий. Как показывает практика, зачастую вместе с кольцами изнашиваются и цилиндры, которые придется растачивать до ближайшего ремонтного размера.

При увеличении зазора между стенками цилиндра и наружной поверхностью колец, последние просто не в состоянии полностью снимать масло, остающееся в камере сгорания, а когда образуется искра, превращается в дым и вылетает через систему выпуска отработанных газов (машина ест масло, дымит как керосинка, падает ). Есть и иные причины высокого расхода масла, сопровождающиеся черным выхлопом.

Проблемы в газораспределительном механизме

Сначала стоит проверить клапаны и их направляющие. Износ этих пар приводит к появлению люфта: т. е. стержень в посадочном месте начинает болтаться, в результате маслосъемный колпачок разрушается, что ведет к появлению масла в камере сгорания. Очевидно, что одной заменой уплотнительных сальников здесь не обойтись: придется менять и клапана с втулками в комплекте.

Но бывает и так, что причиной проникновения масла в камеру сгорания являются только маслосъемные колпачки, которые уже выработали свой ресурс. Они становятся жесткими, теряют свою эластичность, закоксовываются и перестают плотно обхватывать стержень клапана. Выход один – , которую можно произвести прямо на автомобиле, не снимая головку блока цилиндров.

Разрушение нейтрализатора

Мотор «жрет» масло по этой причине только в том случае, если вам приходилось снимать . При неаккуратном демонтаже его осколки, частички могут попасть в камеру сгорания и механически повредить стенки цилиндров: после пуска мотора на них останутся царапины и масло начнет проникать в камеру сгорания.

Неисправность топливного насоса высокого давления

Это «болячка» наблюдается в дизельных агрегатах. Плохо работающий ТНВД может являться причиной перерасхода масла. В этом случае оно впрыскивается в цилиндры вместе с горючим и сгорает там, образуя дым на выхлопе.


Дефект заливной горловины

Эта, казалось бы, второстепенная запчасть тоже может стать причиной утечки расходного материала. Дело в том, что при повышенном давлении в цилиндрах резиновый уплотнитель крышки просто не в состоянии удержать вырывающуюся наружу жидкость. Результат виден сразу же: следы масла у горловины. Проблема решается покупкой новой крышки. Если это не помогло, то придется искать причину повышенного давления в узлах двигателя.

Утечки, наблюдаемые визуально

Если ваш двигатель в масле, причин не так много. Практически все современные автозаводы гарантируют сохранение целостности прокладок двигателя в течение его срока эксплуатации. Однако чрезвычайные ситуации вносят в эту гарантию свои корректировки.

Это может быть следствием, например, частых перегревов мотора (1-2 раза могут пройти без последствий), либо резких температурных перепадов (что не редкость в суровом российском климате). Все это ведет к короблению резинометаллических прокладок или их прогоранию. Выход из ситуации – замена испорченных элементов.


Особенно опасна деформация ГБЦ: это чревато не только попаданием масла в камеру сгорания: в картер двигателя может попасть охлаждающая жидкость, что приведет к уменьшению вязкости смазывающего состава и быстрому износу большинства узлов и агрегатов двигателя. Проблема определяется по высокому (значительно больше максимального) уровню масла на щупе, плюс к этому, машина ест масло и дымит. Для проверки прокладки ГБЦ последнюю придется демонтировать. Определить дефект можно визуально: будут видны следы пробоя или прогара.

Стоит заметить: даже если с прокладкой все в порядке, ее нужно обязательно заменить.

Нарушение герметичности теплообменника — это Перемешивание охлаждающей жидкости и масла может происходить не только при пробое или прогаре прокладки ГБЦ. В высоконагруженных двигателях имеется теплообменник, выравнивающий температуру антифриза и смазочного материала. Использование такого узла дает возможность работать мотору в едином температурном режиме, что минимизирует напряжения в трущихся деталях агрегата. Определить поломку теплообменника можно не только по щупу (как в предыдущем случае), но и по открытой крышке расширительного бачка: под ней вы увидите бело-желтую пену.

Появление трещин в рубашке охлаждения

Довольно неприятный дефект. Определить его просто: из-за попадания масла в антифриз, оно начинает выдавливаться буквально из-под всех прокладок, «благодаря» повышенному уровню охлаждающей жидкости. В итоге двигатель в масле, причины не совсем понятны.

Если вытащить щуп, то уровень будет выше максимального, а на самом прутке вы увидите капельки жидкости, по цвету и консистенции не похожие на смазочный состав. Проблема усугубляется тем, что трещины могут иметь микроскопические размеры. Ремонт в этом случае обойдется недешево и может быть выполнен только в условиях специально оборудованного автосервиса со сварочными установками.


Утечка через сальники коленвала

Когда снизу двигатель в масле, причину определить не так сложно. Лужица под автомобилем в месте расположения сальников (переднего и заднего) образуется при работающем моторе. Поставьте машину на смотровую яму, заглушите двигатель и протрите места, запачканные маслом. Пустите мотор, и, находясь под авто, увидите, откуда подтекает смазочный материал. Стоит отметить «парадокс»: сами сальники стоят недорого, но для их замены придется разбирать весь движок. Если ремонтируете самостоятельно, то не забывайте о надлежащем затягивании болтов: игнорирование этой необходимости также может вызвать утечку.


Масляный фильтр

Этот важный элемент системы смазки при неплотном или наоборот, чрезмерно тугом закручивании может дать течь. В первом случае масло просочится через резиновую прокладку (она идет в комплекте с фильтром и приклеивается к нему еще на заводе). Чтобы решить проблему, достаточно сильнее закрутить деталь.

Во втором случае происходит раздавливание прокладки и ее разрыв. В некоторых авто фильтр расположен внизу и иногда не имеет защиты. В случае наезда на препятствие возможна его деформация, что также приводит к утечке смазочного материала.


Двигатель ест масло, но не дымит: причины

Основная причина этого явления – видимые утечки, это рассматривалось выше. Но как быть, если тщательное обследование авто сверху и снизу, при работающем моторе и заглушенном, не выявило явных признаков протекания. Однако не стоит торопиться с выводами: если двигатель ест масло, но не , утечки все же есть, только они малозаметны. Тоже касается и дыма: попробуйте резко нажать на педаль газа или переключиться при разгоне на другую передачу: выхлоп наверняка станет сизым или черным. При этом на «нейтрале» или парковочном режиме дымление отсутствует. Что касается незаметных утечек, то далее рассмотрены наиболее характерные места их образования.

Турбина

Этот узел не только нуждается в масле, но и охлаждается им. В случае сильного износа вала смазочный материал постепенно попадает на турбинное и насосное колесо, далее во впуск и камеру сгорания, а оттуда в глушитель. Итог: черный дым. О методах диагностики турбины подробно написано .


Проблемы с трамблером (распределителем зажигания)

Если ваш двигатель оснащен этим устройством, то масло может просачиваться через уплотнительное кольцо. Чтобы определить эту проблему, снимите крышку трамблера и осмотрите его «внутренности»: если мало есть, оно будет заметно. Дополнительный симптом – характерный треск при работе распределителя зажигания. Сменить кольцо несложно, но потом придется заново выставлять зажигание.

Дефект заглушки распределительного вала

Эта деталь обычно устанавливается на моторах с парой распредвалов (ее можно встретить и на единичном вале, если двигатель не оснащен трамблером). При наличии дефекта на заглушке масло станет протекать сквозь уплотнительное кольцо. Выход из ситуации – замена детали.

Есть нюанс: заглушки бывают пластиковые или резиновые. Первые быстро надеваются, но менее надежны. Вторые служат дольше, но требуют тщательной установки, чтобы добиться хорошей герметичности.

Иные причины повышенного расхода масла

Они могут быть и неожиданными: например, агрессивный стиль езды. Здесь водитель резко стартует с места, быстро разгоняется, переключая передачи, набирает максимальные обороты до самой отсечки. В этом случае удивляться перерасходу ГСМ не стоит. Какие причины есть еще?

Сезонность и вязкость

Зимой, особенно если она суровая, расход масла увеличивается. Это может быть связано с неправильным выбором продукта. Можно избежать перерасхода, если в холодное время года применять соответствующие составы, имеющие меньшую вязкость, а летом — большую.

«Аппетит» после «капиталки»

Здесь может быть несколько причин. Одна из них – длительная притирка новых поршневых колец к стенкам расточенных цилиндров, а также вкладышей к шейкам коленвала. На стадии приработки возможно частичное просачивание моторной жидкости сквозь неплотные зазоры. После , как правило, протечки исчезают. Еще одна причина «жора» масла после «капиталки» более грустная: неверная сборка двигателя или использование некачественных запчастей. В этом случае мотор опять придется разбирать.

Низкокачественное масло

Каждый продукт этой категории имеет характеристику «естественный угар». В переводе на обычный язык это обозначает, что в процессе использования масло постоянно соприкасается с горячими деталями двигателями и объем смазочного состава из-за этого постоянно уменьшается. У некачественного масла естественный угар может быть очень большим. При этом видимых признаков, говорящих об иных причинах перерасхода, заметить невозможно: двигатель ест масло, но не дымит. Выход один: приобретайте качественный продукт, рекомендованный компанией-производителем автомобиля.

Сколько исправный двигатель должен расходовать масла

Если смотреть обобщенно, то новый бензиновый силовой агрегат потребляет моторную жидкость в количестве 50-250 г на 1000 км. Если сравнивать с топливом, то это 0,1-0,3% от его расхода. Крайне допустимый показатель – 3 л на 10 тысяч км пробега (для моторов с большим объемом). Однако на двигателях с турбонаддувом этот показатель немного выше и начинается с 80 г на 1000 км. То же самое касается и дизелей. Здесь уровень расхода масла колеблется в диапазоне 0,8-3% от объема использованной солярки. Наибольшее потребление смазочного материала характерно для форсированных дизелей с одной или двумя турбинами. Для удобства данные сведены в таблицу, представленную ниже.

Чем опасен «жор» масла

Оставлять двигатель без смазки или с минимальным ее количеством неприемлемо: это чревато выходом из строя большинства узлов и агрегатов. Где начнут возникать проблемы в первую очередь?

  1. Коленвал и вкладыши. Между ними обязательно присутствует масляная пленка. Ее отсутствие (или малое давление в системе смазки) приводит к эффекту «сухого» трения. При работе мотора на малых оборотах вкладыши, точнее их наружный тонкий слой, попросту расплавится. В результате остатки детали приварятся к шейке вала и последний заклинит. На больших оборотах вкладыши, расплавляясь, в виде обломков упадут в поддон, а двигатель «застучит», что можно понять по характерному звуку, и в конце концов заклинит, если его вовремя не заглушить.
  2. Шатун. Малое количество масла ведет к перегреву его нижней головки: она теряет свою прочность и шатун обрывается. То же самое касается и болтов его крепления. Оторвавшись, такой обломок способен пробить насквозь, как пуля, поддон картера или даже блок цилиндров.
  3. Стенки цилиндров. Недостаточная смазка вызывает перегрев деталей и частичное их разрушение. В итоге их частицы попадают на стенки цилиндров, образуя микроскопические царапины, что приводит к попаданию масла в камеру сгорания.

Вопрос о расходе масла в двигателе часто становится центральным для многих владельцев автомобилей. При покупке машины мы начинаем разговор с предыдущим владельцем с того, не берет ли автомобиль масла. Все дело в том, что если двигатель начал брать много моторного масла, это принято считать признаком необходимости капитального ремонта. Но увеличение расхода смазки далеко не всегда означает необходимость проведения дорогостоящей ревизии двигателя, что и становится средством значительного заработка для не слишком честных мастеров.

Существует несколько десятков причин повышения расхода смазочного материала, каждая из которых может запросто произойти в вашем автомобиле. Если вы заметили, что двигатель начал потреблять смазочную техническую жидкость, проверьте наличие всех возможных неполадок, а только затем обращайтесь с просьбой диагностики двигателя к специалистам.

Основные причины повышения расхода масла и необходимость капремонта

В процессе работы силового агрегата происходит трение металлических деталей, которое медленно, но неизбежно, разрушает силовой агрегат. Потенциал современных двигателей, оснащенных турбиной и прочими механизмами для увеличения потенциала, составляет около 200 тысяч километров. Силовые агрегаты миллионники остались в прошлом, сегодня их не выпускают.

Масло призвано делать эксплуатацию силового агрегата максимально мягкой. Оно покрывает все внутренние движущиеся детали двигателя и делает его работу эластичной. Определенная часть масла выгорает на стенках цилиндров, потому небольшой расход есть в каждом двигателе. Если расход увеличивается, это следствие следующих проблем:

  • зазор между поршнем и стенкой цилиндра увеличился, слишком много масла стало выгорать;
  • нарушена работа одного цилиндра, в масло попадает бензин, способствующий выгоранию;
  • отсутствует должная компрессия в одном или нескольких цилиндров, нарушается работа агрегата;
  • клапаны двигателя перестали нормально выполнять свою работу из-за массы возможных причин.

Если данная неполадка действительно имеет место быть, следует выполнить соответствующий ремонт силового агрегата. Если в случае с клапанами и отказом одного цилиндра можно обойтись небольшими вложениями, то износ блока цилиндров или поршней тянет за собой капитальный ремонт или полную замену силового агрегата.

В иных случаях капитальный ремонт является просто способом выкачать деньги из кошелька владельца автомобиля. Помните, что повышенный расход масла часто является вопросом намного менее серьезных проблем, которые решаются путем замены дешевой детали и нескольких минут работы. О данных неполадках читайте в следующих частях публикации.

Какие небольшие неполадки вызывают высоких расход масла в двигателе?

Начнем с того, что нужно следить за маркой масла, которую вы заливаете. Если смазочная жидкость не подходит по эксплуатационным характеристикам двигателю, придется смириться с плохой работой агрегата и постоянным расходом смазочного материала. Но также в таком случае эксплуатация двигателя происходит с риском серьезным проблем. Потому первая реакция на слишком большой расход масла - замена на заведомо хороший смазочный материал.

Далее следует осмотреть двигатель и картер на предмет течей. Часто случается так, что масло просто вытекает, что становится причиной снижения его уровня в картере. Это может происходить в нескольких вариантах, а неполадки, которые следует искать при обнаружении снижения уровня масла, следующие:

  • пробитая прокладка под болтом для слива масла в картере - самая частая проблема;
  • испорченная прокладка блока цилиндров - гораздо более серьезная, но редкая неполадка;
  • прокладка клапанной крышки, которая высохла от времени эксплуатации - ее очень просто заменить;
  • сальники коленчатого вала - можно легко посмотреть на эстакаде или подъемнике;
  • задний сальник коленчатого вала, который стоит на входе в коробку передач.

Проверить наличие течей можно очень просто. На ночь положите под двигатель белый ватман, а утром посмотрите на наличие на нем следов масла. Если таковые присутствуют, вам нужно делать не капитальный ремонт, а просто заменить определенные сальники или прокладки, которые порвались и дали течь.

Особенные проблемы вызовет замена заднего сальника колневала. Для его замены необходимо демонтировать коробку передач. Но даже такой ремонт будет быстрее и проще, а также дешевле стандартного капитального вмешательства в двигатель. Помните, что капремонт силового агрегата позволяет вам использовать примерно треть полного ресурса двигателя.

Что делать, если нужен капремонт, а выполнить его невозможно?

Масло часто сгорает в двигателе из-за изношенных поршневых колец, неработающих сальников клапанов, выхода из строя турбины. Эти неполадки не требуют капитального ремонта, но в сервисных центрах часто кривят душой, рассказывая о необходимости капитального ремонта двигателя. Также нужно учесть, что капремонт выполняется далеко не на всех силовых агрегатах.

Если вы являетесь счастливым обладателем автомобилей Nissan или Toyota последних поколений, двигатель вы можете только купить новый. В этих автомобилях силовой агрегат не подлежит ремонту и является по своей природе одноразовым. Но проблему можно попробовать исправить иными методами:

  • выполнить ревизию клапанов, поменять сальники, провести тонкую настройку данного узла;
  • поменять поршневые кольца, которые могли попросту износиться;
  • провести полную диагностику двигателя и выяснить, чем еще можно помочь агрегату;
  • выполнить замену масла на то, которое рекомендовано производителем автомобиля;
  • если и это не поможет, залить более вязкое масло, которое не будет выгорать даже при износе поршневой группы.

Многие выходят из положения заливанием слишком вязкого масла. С помощью этого метода удается пресечь слишком активное выгорание масла, а двигатель работает в достаточно мягком режиме. Это поможет вам проехать даже на том агрегате, который уже требует капитального ремонта или замены, еще несколько тысяч километров.

Если ваш автомобиль в итоге потребует замены двигателя, не переживайте по этому поводу. Сегодня можно привезти и поставить контрактный двигатель из Японии или Европы. Это подержанный силовой агрегат, который прошел до 50 тысяч километров на родном автомобиле. Такой двигатель будет стоить очень дешево, а его замена обязательно оправдает себя. О нормах расхода масла и прочих вопросах смотрите в следующем видео:

Подводим итоги

Всегда помните о том, что определенные типы силовых агрегатов изначально берут немного масла. К примеру, легендарный двигатель концерна Audi-Volkswagen - 2.8 V6 с 30 клапанами потребляет порядка 1 литра масла на тысячу километров пробега. 5-литровый V8 будет брать около 1.5 литров масла на такой же пробег, и это вполне нормально, производитель говорит об этом в инструкции по эксплуатации.

Изучите эксплуатационные свойства вашего автомобиля, а также пообщайтесь с несколькими мастерами на разных СТО. Это поможет вам получить сборное мнение и принять правильное решение по поводу ремонта. Не следует сразу же соглашаться на проведение капитального ремонта вашего автомобиля. Были ли у вас случаи, когда расход масла в авто был повышен из-за нетрадиционных ситуаций?

Повышенный расход смазочного материала в двигателе является довольно распространенным явлением и поэтому интересует практически каждого водителя. Эта статья поведает о том, какой расход моторного масла считают нормой и по каким причинам его уровень сокращается.

Можно выделить целую систему причин, по которым повышается или, наоборот, снижается уровень моторного масла. Все это существенно влияет на работу самого мотора, а расход масла в двигателе является единственным параметром, которое может оценить сам водитель. Для этого необходимо самостоятельно произвести замер, применяя специальный щуп.

Качество моторного масла и его влияние на повышение расхода

Качество смазочного материала напрямую влияет на его расход. Профессионалы в этой сфере рекомендуют оценивать качество масла в двигателе по его умении нейтрализовывать кислые компоненты, которые образуются от сгорания горючего. Не менее важное значение придают и антикоррозийной активности моторного масла, а также тому, насколько эффективно смазочный материал выполняет свои главные функции, а именно диспергирование и промывание разнообразных составляющих. Однако, наиболее важным считают оценку качества, позволяющую определить, насколько масло в двигателе предотвращает износ элементов мотора и делает его минимальным.

Расход масла на угар

Расход моторного масла на угар происходит тогда, когда моторное масло прямо попадает в камеру сгорания и горит вместе с топливом. Кроме того, в процессе эксплуатации, в каждом моторе внутреннего сгорания создается частичный расход этого смазочного материала, что напрямую связано со спецификой механизма и работой аппарата.

Например, в цилиндро-поршневой группе моторное масло служит для снижения трения между подвижными поверхностями, также оно охлаждает детали и создает между ними необходимое уплотнение. Его наносят на поверхность поршневых колец и цилиндра, а при такте рабочего хода маслосъемные кольца устраняют его излишки.

Сизый дым из выхлопной трубы, причины и устранение

Сам угар масла в двигателе довольно легко распознать. При нем наблюдается сизый дым в выхлопных газах, что не встречается во время сгорания качественного горючего. Однако, не стоит путать это явление с черным дымом, что свидетельствует о проблеме с системой впрыска. Кроме того, явным симптомом сгорания смазочного материала можно назвать черную маслянистую кромку, которая образуется по краях выхлопной трубы.

Намного сложнее выяснить причины сгорания моторного масла, так как без вскрытия двигателя, сделать это невозможно. Существует несколько недорогих и несложных способов борьбы с угаром.

Во первых, необходимо определить, какой расход моторного масла предназначен для конкретного двигателя. Иными словами, сколько смазочного материала должно угорать в моторе.

Во вторых, нужно знать, что число сгоревшего моторного масла напрямую зависит от режима работы автомобильного двигателя. Если автомобилист постоянно использует при движении высокие обороты, значит и смазочного материала сгорит большее количество. Это является обыкновенным законом физики — чем выше обороты, тем больше становится температура мотора и масла.

В третьих, норма расхода масла в двигателе должна учитываться в спецификациях определенного производства транспортных средств, а каждая определенная модификация мотора обязательно должна отражаться в документах на автомобиль.

Причины сгорания масла

Существует ряд основных причин, ввиду которых и следует повышенное сгорание моторного масла.

Во первых, довольно часто подобное сгорание происходит из-за неподходящего масла, которое заливается в транспортное средство. К примеру, смазочный материал через чур низкой вязкости в соответствии с мотором, отличается свойством сгорать, а моторное масло через чур низкой вязкости — накапливается на внутренних стенках машинного агрегата. Как в первом, так и во втором случаях потери масла будут существенными.

Во вторых, маслоотражающие колпачки способны со временем изнашиваться. Причинами такого износа можно назвать неподходящее масло в двигателе или резкие перепады температур.

В третьих, часто причиной сгорания могут быть маслосъемные кольца, которые износились. По мнению специалистов, в этом случае, необходимо провести раскоксовку колец. Однако, для решения проблемы, можно также заменить кольца и произвести капитальный ремонт мотора.

Кроме того, причинами сгорания масла, могут быть выработка или износ внутренних поверхностей цилиндров, большое давление картерных газов либо выход компрессора из строя.

Повышенный расход масла, появилась течь через прокладки, как устранить

Например, для V 6 и V 8 двигателей, расход одной литры моторного масла на одну тысячу километров является нормой. Однако, двигатель рядных малолитражек не должен расходовать такое количество смазочного материала. Здесь все зависит от модели конкретного двигателя. Следует помнить, что любой мотор, даже наиболее новый, в любом случае будет расходовать масло, так как без него он не сможет работать, и по другому быть не может.

Кстати, большинство водителей советуют просто доливать масло в изношенный мотор, а не производить капитальный ремонт. Однако, это помогает не во всех случаях.

Существует несколько факторов, которые также способны влиять на расход моторного масла:
1.Стиль езды.

2. Давление в картере.

3. Качество смазочного материала.

4. Правильность настроек и регулировки мотора.

5. Правильный подбор моторного масла соответственно с конкретным двигателем.

6. Соблюдение сроков замены.

7. Зазоры в цилиндро-поршневой группе.

8. Нарушенная герметичность в местах соединения.

Если вы обнаружили течь моторного масла, требуется замена сальников, прокладок и т. д. Существует несколько мест, из которых может вытекать смазочный материал — из сальников распредвала и коленвала, из прокладки, которая расположена под масляным фильтром, из заднего сальника коленвала, из прокладки клапанной крышки и из прокладки головки блока цилиндров.

В случае течи масла из прокладки клапанной крышки, которая находится сверху мотора, потеки смазочного материала будет четко видно на наружных боковых стенках аппарата. Через такую прокладку не может вытечь много моторного масла, однако все же стоит позаботиться о герметичности.

При вытекании масла из прокладки головки блока цилиндров, которая расположена сверху мотора, оно будет выступать наружу. Важно то, что на V-образных двигателях, таких прокладок две, как и ГБЦ. Прокладки могут иметь повреждения в разнообразных местах, также смазочный материал может уходить в охладительную систему, если пробита часть прокладки, что расположена между рабочими цилиндрами и отверстиями системы охлаждения. В таком случае, внешне мотор будет сухим, а течь моторного масла будет сложно обнаружить. Кроме того, определить такую неполадку можно по цвету охлаждающей жидкости, которая поменяет оттенок и станет мутной. Также, масло в двигателе начнет пениться, что легко можно увидеть на крышке горловины, через которую вы заливаете в мотор масло, а если быть точнее, то на ее внутренней поверхности. При подобной проблеме нельзя терять ни секунды и сразу ее решать, потому что мотор может выйти из строя.

Течь из сальников практически невозможно заметить, если открыть капот. О проблеме могут свидетельствовать пятна на внутренней поверхности защиты картера. Подобная поломка также должна устраняться мгновенно.

Увидеть течь прокладки поддона картера можно сняв защиту при помощи домкрата. Проверить наличие такой проблемы следует и при замене смазочного материала.

Что касается заднего сальника коленвала, то расположен он на входе коленвала в коробку переключения передач. В большинстве случаев, при его замене, приходится снимать коробку передач, так как иным способом увидеть его нереально. Выявить такую течь можно по подтекам, которые находятся в нижней части мотора.

Если износилась прокладка под масляным фильтром, то заменить ее довольно сложно. Здесь все зависит от качества фильтра и его правильной замены. Хотя, тут существует множество и других нюансов.

Повышенный расход масла - относительное понятие, которое следует выяснить в самом начале. Допустимые нормы отличаются у разных производителей. И если проблема всё-таки существует, то нужно определить причину (а их немало). После диагностики нужно выбрать подходящий способ устранения. От правильного выбора существенно зависит цена ремонта. В нашей статье вы найдёте исчерпывающую информацию о возможных причинах и способах устранения перерасхода моторного масла в дизельных и бензиновых двигателях.

Нормы

Начнём с того, что масло сгорает во всех (даже новых) двигателях. Вопрос в количестве. Большие потери масла чреваты повышенным износом мотора или даже выходом его из строя (если уровень достигнет критически низкой отметки). К тому же постоянные доливки не бесплатны. Если расход масла в какой-то момент резко увеличился, то однозначно следует найти причину. Но если вы всегда доливали 1 литр на 1 тыс. км, или приобрели б/у автомобиль и не знаете как было раньше, то поинтересуйтесь нормами угара именно для вашего двигателя. Найти их можно в сети по модели авто и объёму двигателя, но лучше использовать буквенно-цифровое обозначение с таблички под капотом, техпаспорта или расшифровки VIN номера. Автопроизводители иногда исправляют свои ошибки. Поэтому могут быть модификации одного и того же мотора с разными нормами расхода. Отличный источник информации на эту тему - клубный форум марки вашего авто.

Учтите, что у дизельного агрегата нормы угара выше из-за высокой степени сжатия и особенностей конструкции. Турбированные моторы также потребляют больше масла. Если же у вас дизельный двигатель с турбиной, то канистра с маслом всегда должна быть у вас под рукой. Стиль вождения и режим эксплуатации также непосредственно влияют на расход масла. Когда мотор постоянно работает на повышенных оборотах (выше 4 тыс.), или регулярно перевозит тяжёлые грузы, потери смазки могут увеличиться в разы. Если вы «гонщик», то попробуйте поездить недельку спокойно, возможно определите источник проблемы и сэкономите на масле.

Когда нормы изучены и эксперименты с манерой вождения не помогли, то переходим к определению возможных причин.

Причины повышенного расхода масла

Для облегчения диагностики разобьём причины на группы:

  1. Естественный угар - нормы расхода, определенные производителем. С ними можно только смирится.
  2. «Неправильное» моторное масло. Некачественное масло, подделки, вязкость не соответствует рекомендуемой.
  3. Негерметичность системы - протечки.
  4. Неисправная турбина.
  5. Износ сальников клапанов (маслосъемных колпачков).
  6. Физический износ цилиндро-поршневой группы.
  7. Неисправность ТНВД (для дизельных двигателей).

С первым пунктом всё понятно, а вот второй - очень распространённая причина проблемы повышенного расхода (и скорого капитального ремонта тоже). «Плохое» масло образует очень сильный нагар внутри двигателя. Это приводит к целому списку осложнений: забиваются маслопроводящие каналы, залегают (коксуются) поршневые кольца, неправильно работают клапана. Определить уровень загрязнения мотора можно просто открутив крышку маслозаливной горловины. Если на ней есть чёрный нагар и видимые части двигателя тёмного цвета (должны быть золотистого), то предстоит глобальная чистка. Обычно последствия использования некачественной смазки очень серьёзные, вплоть до капитального ремонта.

С таким загрязнением мотор долго не проработает

Физическая утечка масла через уплотнения также распространённое явление, которое довольно легко диагностировать. Это могут быть сальники коленвала или распредвала. Которые, кстати, рекомендуется менять при плановой замене комплекта ГРМ. Сами сальники стоят недорого, но процедура замены непростая и обойдётся дороже, чем запчасти. Течь может прокладка головки цилиндров, клапанной крышки или масляного фильтра. В первом случае тянуть с ремонтом не стоит, поскольку возможно попадание охлаждающей жидкости внутрь двигателя. Наружных признаков течи может не быть, но охлаждающая жидкость в расширительном бачке помутнеет, а масло на щупе будет пенным.

Не забудьте проверить прокладку поддона двигателя. Оценить её состояние можно только на подъёмнике или смотровой яме, предварительно сняв металлическую защиту (если есть).

Даже исправная турбина способствует дополнительному расходу масла, а при поломке потери увеличиваются многократно. Проверить свои подозрения можно сняв патрубок ведущий к турбине, если внутри присутствует масло, то готовьтесь к замене компрессора. Стоит он дорого на любой модели авто, но ремонт, как правило, только продлевает «агонию».

Явный признак необходимого ремонта

Следующая «возрастная» причина - это износ сальников клапанов. Со временем они дубеют от перепадов температуры. Обычно это происходит после 150 тысяч пробега. Затраты на устранение небольшие - в пределах 100–200 долларов. Основной признак - белый дым из выхлопной трубы при старте мотора, особенно холодного.

Все предыдущие варианты актуальны как для бензиновых, так и для дизельных моторов. Но у последних может быть своя особенная причина повышенного расхода масла - топливный насос высокого давления. При его неисправности частицы моторного масла впрыскиваются в цилиндры вместе с дизельным топливом, что неизбежно увеличивает потери.

Если все описанные выше причины устранены или отсутствуют, то осталось самое «страшное» - износ цилиндро-поршневой группы. Другими словами, дорогой капитальный ремонт двигателя. Он может ограничиться банальной заменой поршневых колец (если повезёт). Если нет, то замена поршней на ремонтные и расточка (или гильзование) цилиндров. Окончательный вердикт возможен только после «вскрытия».

Степень износа можно определить только после «вскрытия»

Способы устранения масляного голодания

Способы разделим по простоте исполнения и возрастанию стоимости ремонта:

  1. Замена масла. Другой производитель или смена вязкости.
  2. Использование специальных присадок.
  3. Заменить повреждённые прокладки и сальники.
  4. Поменять маслосъемные колпачки.
  5. Отремонтировать или заменить неисправные детали - ТНВД, турбина.
  6. Капитальный ремонт двигателя.

Всегда стоит начинать с самого простого. Банальная смена производителя или места покупки (вдруг подделку продают) моторного масла может показать поразительный результат. При незначительном износе помогает использование более вязкого масла. Например, залить полусинтетику (10W40), вместо синтетики (5W40). Более толстый масляный слой компенсирует минимальный износ. Обязательно убедитесь в совместимости выбранного типа масла с именно вашей модификацией мотора. При смене типа смазки рекомендуется специальная промывка двигателя между заменами.

Подделку сложно отличить, а последствия использвания могут быть очень серьезными

При выборе масла обратите внимание на температуру вспышки. Чем выше, тем меньше угар. Рекомендуется более 225 градусов по Цельсию.

Автомагазины предлагают множество химических решений проблемы. Но этот способ следует использовать только тщательно изучив отзывы о конкретном продукте и взвесив все риски. Автолюбителей привлекает простота решения - залил и готово. Но есть и обратная сторона - неправильная присадка, несовместимость с маслом, подделка или просто некачественный продукт (производитель присадки немного слукавил). В таком случае вы получите намного больше вреда, чем пользы. Но если тщательно подойти к вопросу выбора, то за разумные деньги и без вмешательства внутрь мотора, можно:

  • восстановить эластичность сальников;
  • устранить небольшие масляные течи (скорее «запотевания»);
  • «раскоксовать» залёгшие поршневые кольца;

Иногда при протечке сложно определить источник, особенно если двигатель грязный. Тогда следует его вымыть специальным средством или воспользоваться услугами автомойки (только берегите электронику). На чистом моторе очень хорошо видно масляные потеки. При замене прокладок следует учесть степень усилия при закручивании крепёжных болтов. Если их пережать, то течь может проявиться снова. Также существует определённая последовательность затяжки клапанной крышки и головки блока цилиндров. Изучите документацию или обратитесь к проверенным специалистам.

На чистом моторе определить гораздо легче

Капитальный ремонт мотора делают при крайней степени износа. В некоторых случаях дешевле и проще регулярно доливать масло до необходимого уровня. Более разумно сразу поменять сальники клапанов и только при отсутствии результата двигаться дальше.

Чёрный дым из выхлопной трубы дизельного автомобиля свидетельствует о неисправной топливной системе. Белый дым при любом типе мотора означает износ цилиндро-поршневой группы (если повезёт, то только сальники клапанов). При явном проявлении этих признаков присадки и полусредства не помогут, нужен ремонт.

Признак неисправной дизельной топливной системы

Почему двигатель ест масло: причины на видео

Как вы убедились, источников повышенного расхода может быть много. Оптимальным вариантом будет последовательное устранение от простого к сложному. Не пренебрегайте регулярным обслуживанием своей машины качественными материалами и большинства перечисленных проблем просто не возникнет.

Каждый водитель периодически задает себе вопрос: «Почему ест масло двигатель его автомобиля?». Отвечая на этот вопрос необходимо помнить, что сам принцип работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) предусматривает наличие большого количества узлов трения, которые требуют постоянной смазки. При ее отсутствии – о каком-либо моторесурсе силового агрегата не может быть и речи.

Разработчики и изготовители автомобильных ДВС постоянно работают над совершенствованием систем смазки автомобильных моторов. В настоящее время считается нормальным, если расход масла составляет 0,1…0,3% от общего расхода топлива на единицу пробега. Превышение этой величины говорит об износе деталей мотора или появлении неисправностей в его системе смазки.

Существует множество причин, по которым двигатель ест масло. Они давно систематизированы по видам неисправностей, в связи с чем диагностировать их для опытного автовладельца не составляет большого труда.

Причины расхода масла

Среди множества причин, приводящих к тому, что двигатель ест масло, можно выделить:

  • Износ поршневых колец

Чаще всего поршень имеет 3 кольца. Сверху расположены компрессионные кольца (2 шт.), а под ними – маслосъемное, обеспечивающее удаление излишков моторного масла, которым смазываются стенки цилиндров двигателя. Износ кромки этого кольца и приводит к увеличению его потребления.

Кроме того, при перегреве мотора компрессионные кольца теряют свою упругость. Это способствует появлению такого явления, как «флаттер» (кольца начинают колебаться с большой частотой как вдоль радиуса поршня, так и между краями поршневой канавки). При этом моторное масло выкачивается как насосом. Об износе поршневых колец свидетельствует «сизый» выхлоп. Устраняется дефект заменой изношенных колец, для чего необходимо разобрать двигатель.

  • Износ цилиндров двигателя

В процессе естественного износа стенки цилиндров деформируются. Во многом этому способствуют нарушение сроков замены моторного масла и использование некачественного моторного масла.

При этом из-за увеличившихся зазоров между поршнем и стенкой цилиндра на них могут образоваться сколы, задиры и царапины, в которых скапливается загустевшее моторное масло, недоступное маслосъемному кольцу. При следующем рабочем цикле оно просто сгорает, увеличивая потери «на угар».

Если цилиндр в результате износа принял оваловидную форму, то масло начинает попадать в камеру сгорания, что приводит к задымленности выхлопа. При сильном износе цилиндров необходим капитальный ремонт мотора.

  • Утечки в системе смазки

Часто водители замечают следы маслянистых подтеканий под автомобилем или на внешних поверхностях блока цилиндров. Появляются они из-за выхода из строя:

  1. сальника коленчатого вала;
  2. прокладок блока цилиндров или масляного фильтра;
  3. маслоотражательных колпачков.

Устраняются такие дефекты путем замены негодных деталей. При подтекании автосмазки из-под прокладки масляного фильтра меняют целиком весь фильтр.

ВАЖНО! Одна из часто встречаемых и легко устранимых причин утечки – открутившийся масляный фильтр.

  • Утечка моторного масла в магистраль системы охлаждения

Если расход автосмазки увеличился, а видимых следов протечек не наблюдается, и в выхлопе автомобиля отсутствует дым, то, скорее всего, оно «уходит» в магистраль системы охлаждения. При этом наблюдается изменение цвета и вспенивание охлаждающей жидкости. Причинами появления такого дефекта могут быть выход из строя прокладки головки одного из цилиндров и трещина в головке блока цилиндров. Устраняются такие неисправности путем замены прокладки или головки блока цилиндров.

Факторы, свидетельствующие о большом расходе масла

Обратив внимание на повышенный расход моторной автосмазки владельцу автомобиля необходимо в первую очередь определить характер и интенсивность, с которыми двигатель ест масло. Именно они вместе с дополнительными визуально-проявляемыми симптомами и позволят определить причины его повышенного расхода.

В общем случае силовой агрегат автомобиля может потреблять моторное масло:

  • незначительно, в пределах нормы, указанной в сопроводительной документации;
  • в большом количестве, когда доливать его приходится после каждой поездки;
  • постоянно – при периодическом контроле уровня с помощью щупа не хватает определенного его количества;
  • нестабильно, то есть его расход возрастает внезапно, а затем вновь приходит в норму.

Визуальные симптомы, свидетельствующие об увеличенном потреблении:

  1. Загорелась лампочка датчика давления масла (при работающем силовом агрегате).
  2. Под автомобилем замечены следы подтекания моторной автосмазки.
  3. Застучали гидрокомпенсаторы клапанов газораспределительного механизма (ГРМ).
  4. Изменился цвет охлаждающей жидкости и ее консистенция.
  5. Большое количество дыма из выхлопной трубы и изменение его цвета.
  6. Появился стук в двигателе и пр.

Симптомы увеличения расхода масла

Внезапное увеличение расхода моторной автосмазки встречается достаточно редко. Чаще всего нарушения в работе системы смазки происходят постепенно, о чем внимательный водитель может узнать по ряду признаков:

  • Стук в двигателе

Появление стука в двигателе может быть вызвано различными причинами, однако чаще всего это связано с увеличением зазоров в узлах трения, которое со временем вызовет увеличение расхода автосмазки, а затем может привести и к поломке силового агрегата.

Характер стука позволяет локализовать место появления дефекта. Например, если звук звонкий и локализован в верхней части силового агрегата – то это стучат гидрокомпенсаторы клапанов ГРМ; глухой и доносится изнутри двигателя – значит изношены цилиндро-поршневая группа и/или коленчатый вал.

СОВЕТ! Для более точной локализации источника стука в двигателе рекомендуется выжать сцепление при механической коробке переключения передач (КПП) или установить рычаг автоматической КПП в положение «нейтраль» (N). Это позволит исключить элементы трансмиссии, которые также могут быть причиной стуков.

  • Горит аварийная лампочка датчика давления масла

Часто случается, что аварийная лампа начинает мигать после замены масла, особенно если она проводится нерегулярно. Известно, что в старом моторном масле присутствуют частицы мусора, нерастворимых отложений и других, в том числе и абразивных частиц, которые увеличивают его вязкость и способствуют увеличению зазоров.

Новое же имеет большую текучесть и к тому же обладает моющими свойствами. После замены новое масло промывает все магистрали и подводящие каналы, смывая мусор, который, накапливаясь в виде отложений, в какой-то степени компенсировал увеличенные зазоры между деталями узлов трения. При этом их детали:

  1. изношены, но находятся еще в более или менее рабочем состоянии, если аварийная лампа мигает только на прогретом моторе – это связано со снижением вязкости моторной автосмазки при повышении температуры и низкими оборотами масляного насоса в режиме холостого хода;
  2. требуют немедленной замены, если аварийная лампа горит при запуске холодного двигателя более 3 сек.

ВНИМАНИЕ! Если внезапно загорелась аварийная лампа давления масла – готовьтесь к ремонту двигателя. Эксплуатация автомобиля в таком режиме запрещается. Необходимо заглушить двигатель, произвести тщательную диагностику и устранить выявленные дефекты.