ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге? Правила дорожного движения для велосипедистов Люди передвигающиеся в инвалидных колясках

| План проведения занятий на учебный год | Безопасное поведение пассажиров и пешеходов

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 13
Безопасное поведение пассажиров и пешеходов




В Правилах дорожного движения сказано, что пешеход - это человек, который находится на дороге вне транспортного средства и не производит на ней работу. К пешеходам относятся также люди, которые передвигаются в инвалидной коляске без двигателя, ведут велосипед, мопед, мотоцикл, везут санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Пешеходы являются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения. Поэтому они должны знать и выполнять правила дорожного движения, уметь анализировать и прогнозировать ситуации на дороге, предвидеть возможные опасности.

Прежде всего они должны знать, что существуют дороги, по которым движение пешеходов запрещено. Это:

Двигаясь по другим дорогам, пешеходы должны соблюдать правила безопасности , указанные на схеме.

Особое внимание пешеходы должны обращать на строгое соблюдение правил перехода дороги. Главные правила безопасного пересечения проезжей части пешеходами представлены на схеме.

Если на пешеходном переходе или перекрёстке движение машин и пешеходов регулируется светофорами или регулировщиком, то нужно подчиняться их сигналам.

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода или перекрёстка пешеходы должны оценить расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость. Переходить дорогу можно в том случае, если это будет безопасно.

На проезжей части пешеходы не должны задерживаться и останавливаться (если это не связано с обеспечением безопасности). Если они не успели закончить переход, то должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Закончить переход проезжей части они могут, только убедившись в безопасности дальнейшего движения или по сигналу светофора (регулировщика).

Кроме того, следует помнить, что нельзя выходить на проезжую часть, если приближается автомобиль с включённым синим (синим и красным) проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом. Находящиеся на дороге пешеходы обязаны уступить путь этим транспортным средствам и немедленно освободить проезжую часть.

Человека , который совершает поездку в транспортном средстве и не является его водителем, называют пассажиром. Пассажиром считается также тот, кто входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Правила поведения пассажира автобуса (троллейбуса, трамвая)

Входить в транспортное средство и выходить из него разрешается только после его полной остановки. В салоне при наличии свободных мест надо сесть и держаться за поручни. Если такой возможности нет, нужно пройти на свободное место и встать так, чтобы не мешать проходить другим пассажирам, и тоже держаться за поручни. Нельзя отвлекать водителя от управления транспортным средством во время движения. Готовиться к выходу следует заранее, уточнив у стоящих впереди пассажиров, будут ли они выходить. Не надо забывать уступать место пожилым людям, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми.

Правила поведения пассажира легкового автомобиля

Садиться в автомобиль и выходить из него можно только тогда, когда он стоит на месте. Делать это следует со стороны тротуара или обочины. Если такой возможности нет, то посадка и высадка допускаются со стороны проезжей части. При этом выходить на проезжую часть надо, только убедившись в отсутствии опасности.

Перед началом движения пассажиры легкового автомобиля должны пристегнуться ремнями безопасности. Дети, которым ещё не исполнилось 12 лет, на переднем сиденье легкового автомобиля могут ехать только в специальных удерживающих устройствах (детских креслах), которые крепятся к пассажирскому сиденью. Дети в возрасте до 12 лет и на заднем сиденье должны путешествовать с использованием специальных детских удерживающих устройств или других средств, позволяющих пристегнуть их ремнями безопасности. Детские удерживающие устройства должны соответствовать росту и весу детей.

При движении не разрешается отвлекать водителя от управления автомобилем, открывать двери машины во время движения, высовываться из окон, выбрасывать на дорогу мусор.

Правила поведения пассажира мотоцикла

Детям, которым ещё не исполнилось 12 лет, ездить на мотоцикле без коляски запрещено. Им можно ездить только в боковом прицепе мотоцикла, так в Правилах дорожного движения называется коляска.

С 12 лет можно ездить на заднем сиденье мотоцикла. Во всех случаях, прежде чем сесть на мотоцикл, пассажир обязан надеть защитный мотошлем и надёжно застегнуть его.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Кто такой пешеход?
2. По каким дорогам движение пешеходов запрещено?
3. Перечислите основные правила безопасного движения пешеходов по дорогам.
4. Какие пешеходные переходы, по вашему мнению, наиболее безопасны?
5. Как правильно переходить проезжую часть, если в зоне видимости нет пешеходного перехода и перекрёстка?
6. Как должен поступить пешеход, находящийся на проезжей части, при приближении автомобиля с включённым синим (синим и красным) проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом?
7. Какого человека следует считать пассажиром?
8. Изложите основные правила поведения пассажиров автобуса (троллейбуса, трамвая).
9. Расскажите, как надо правильно садиться в легковой автомобиль.
10. С какого возраста разрешается ездить на заднем сиденье мотоцикла?

ЗАДАЧА 17. Вам необходимо перейти на другую сторону улицы по переходу, оснащённому пешеходными светофорами. Ступив на проезжую часть, вы заметили, что замигал зелёный сигнал светофора. Что вы будете делать?
1. Спокойно продолжу переходить проезжую часть.
2. Преодолею проезжую часть бегом.
3. Вернусь с проезжей части на тротуар.
4. Остановлюсь, когда на светофоре будет красный сигнал.
5. Продолжу движение и остановлюсь на разделительной полосе.

В советские времена в нашей стране у людей с проблемами опорно-двигательного аппарата был весьма скромный выбор средств передвижения – коляска или специальный автомобиль, получивший в народе прозвище «инвалидка». Сейчас же рынок предлагает множество разных вариантов, некоторые из которых весьма неординарные. И сегодня мы расскажем про 8 самых необычных транспортных средств для инвалидов .

Легендарный советский автомобиль-инвалидка С3Д был очень требовательный к эксплуатации, да еще и потреблял несоразмерное своей малой мощности количество топлива. Впрочем, во времена СССР это компенсировалось копеечной стоимостью бензина. А вот американское авто для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата вообще не использует горючее, ведь речь идет об электромобиле.


Скромный и компактный Kenguru может проезжать на одном полном заряде аккумуляторов до 110 км и ездить с максимальной скоростью 45 километров в час. При этом машина имеет настолько малые размеры, что на стандартном парковочном месте могут поместиться два таких авто.


Martin Conquest – это мотоцикл для людей, которые хотят время от времени сменять свою инвалидную коляску на что-то более мощное и быстрое. Ведь это транспортное средство может ездить со скоростью 150 километров в час, а его разгон до сотни занимает всего 7,6 секунды.


При этом человек с проблемами опорно-двигательного аппарата может заехать в Martin Conquest прямо на коляске и ездить на нем, не вылезая из нее. Для этого в мотоцикле есть специальный пандус и достаточно просторное место внутри.

Инвалидное кресло-вездеход

Подавляющее большинство современных инвалидных колясок могут ездить исключительно по ровной поверхности. Им недоступно преодоление даже самых малейших препятствий, что уж говорить о лестницах без пандусов и пересеченной местности. Но китайская компания Chiba Tech создала .


Это необычное транспортное средство умеет преодолевать множество разнообразных препятствий, в том числе, бордюры, дырки в асфальтах и даже небольшие лестничные пролеты. При этом коляска в буквальном смысле переступает через проблемные места, ведь каждое ее колесо может подниматься и опускаться в автоматическом режиме – роботизированная система сама оценивает препятствие и находит способ его преодоления.


Action Trackchair – это еще одно инвалидное кресло-вездеход. Ведь далеко не во всех населенных пунктах, где живут инвалиды-колясочники, есть более-менее пристойное дорожное покрытие, по которому они могли бы передвигаться. Особенно это актуально для малых городов и весей России.


– это коляска, на которой можно ездить даже по самой хронической грязи в самую дождливую погоду. Ведь в этом транспортном средстве для инвалидов вместо колес используются гусеницы, как у трактора или танка. А танки, как известно, грязи не боятся.


Компания Rio Mobility создала необычное транспортное средство для инвалидов, которые хотели бы путешествовать с ветерком, не обращая внимания на технические возможности своей коляски. Firefly – это специальный тягач, который может превратить кресло на колесах в скоростное средство передвижения, на котором можно полноценно передвигаться по городу.


Достаточно лишь прикрепить Firefly к инвалидной коляске, и этот тягач превратит ее в мотоцикл, который умеет разгоняться до скорости 18 километров в час и проезжать на одном заряде аккумуляторов до 24 километров. Да, это транспортное средство – электрическое.


Далеко не все люди с проблемами в опорно-двигательном аппарате готовы смотреть на мир снизу-вверх, с высоты своего инвалидного кресла. Тем более что многие возможности в окружающем нас мире доступны тем, кто стоит, а не сидит. Потому и появилось транспортное средство с названием Exmovere Chariot.


Exmovere Chariot позволяет инвалидам вести стоячий образ жизни, даже если они не могут и в принципе встать на ноги. Это транспортное средство закрепляет их на уровне пояса, фиксируя намертво нижнюю часть тела и давая все свободы в действиях верхней.


Автомобиль с названием Ferrari Numero UNO может стать первым в мире спорткаром для инвалидов. Ведь этот концепт подразумевает тесную интеграцию авто от Ferrari с инвалидной коляской.


Этот автомобиль рассчитан лишь на одного пассажира. Это не обязательно может быть человек с ограниченными возможностями в передвижении, но машина, в первую очередь, рассчитана именно на них. Ведь водительское кресло в Ferrari Numero UNO может превратиться в инвалидную коляску и наоборот.


Британский инженер Эндрю Вайли создал несколько транспортных средств для стариков и инвалидов, которые не могут ездить на внедорожниках и чопперах в силу своих физических возможностей, но очень хотели бы.


Основанная Вайли компания Travel Ability UK Ltd. начала выпуск инвалидных кресел, повторяющих стилем и внешним видом автомобиль-внедорожник Land Rover и мотоцикл Harley Davidson. Конечно, выглядят они весьма комично и несерьезно, но ведь даже инвалидам и старикам хочется передвигаться на красивых и оригинальных транспортных средствах, а не одинаковых колясках.


работа в интернете

Дмитрий-214

Конкретная ситуация. Товарища привлекли к адм. ответственности за то, что он якобы двигался по проезжей части. Фото прилагается. Он двигался справа, где стоят автомобили, в нашу (фото) сторону по парковке. Хотя знак 6.4 там сегодня отсутствует но раньше он там был. Так как на дворе зима и снега не мало, он обходил автомобили. И был признан виновным. Он не признал вины, в результате был составлен протокол. Теперь предстоит доказывать его невиновность. Каково Ваше мнение по этому факту?

Дмитрий-214

Еще хочу добавить, что пешеходных переходов на противоположную сторону нет. За автомобилями и растительностью не видно здания, из которого вышел пешеход. И ему необходимо было после перекрестка повернуть налево (по ходу его движения). Поэтому переходить на тротуар ему было незачем.

Дмитрий , первый раз слышу, что пешехода оштрафовали в подобной ситуации.

В данном случае единственная возможность перейти на другую сторону дороги (где тротуар) - это дойти до пешеходного перехода. Пусть Ваш товарищ укажет, что он не мог перейти проезжую часть, т.к. в зоне видимости был пешеходный переход (пункт 4.3) ПДД и он шел по направлению к нему:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам , в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Поэтому он шел в соответствии с требованиями пункта 4.1 ПДД:

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств . Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Прошу написать о результатах данного дела.

Дмитрий-214

метрах в 70 от этого перекрестка с левой стороны есть выезд с прилегающей территории. его не видно на фото. Сотрудники ему пояснили, что он обязан был перейти дорогу на этом (по их мнению) перекрестке. На фото красным - маршрут товарища, синим - предложенный сотрудниками ДПС маршрут. О результатах обязательно отпишусь.

Дмитрий-214

Сегодня начальник отдела ГИБДД оставил постановление в силе.

Дмитрий , попробуйте обжаловать штраф в суде.

Дмитрий-214

К моему сожалению мой товарищ решил этого не делать. Его мнение основано на том, что начальник ГИБДД и судья, который в основном рассматривает подобные дела, друзья. Уже масса примеров, когда этот судья принимает решения и оставляет в силе постановления. Даже не помогает обжалование в обл. суд. Выше люди не готовы идти к сожалению из-за штрафа 500 - 1500 руб.

А как должен пешеход двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, по какой стороне идти, чтобы не мешать друг другу?

Галина , правила не регламентируют, как должны расходиться пешеходы между собой. Т.е. двигаться можно как угодно.

Здравый смысл подсказывает, что нужно идти ближе к правому краю дорожки (так же как и в случае автомобилей).

Удачи на дорогах!

Дмитрий-79

А если я водитель и меня остановил сотрудник ГИБДД вне населённого пункта, то при выходе из авто я становлюсь пешеходом и обязан нацепит светоотражающий элемент?

А зачем выходить?

Дмитрий , все верно. Нужно использовать светоотражатели в темное время суток вне населенных пунктов.

Удачи на дорогах!

я живу в пригороде, в частном секторе. Дороги у нас шириной одной полосы, но с движением в обе стороны. Каждый второй жиьель был оштрафован за нарушение ППД(за движение не по той стороне дороги) На центральных улицах практически нет обочин и во многих местах просто нет возможности идти по обочине особенно в зимнее время года, а от тротуара остались одни воспоминания т.к. дороги советских времен. Как поступать если к тебе в очередной раз подъезжает машина ГБДД что бы оштрафовать?

Галина , а почему Вы не хотите ходить на встречу транспортным средствам (по левой стороне)?

Если к Вам подъезжает машина, то сразу же признайтесь в правонарушении и раскайтесь в содеянном. Это будет и сотрудники ГИБДД смогут наложит предупреждение вместо штрафа.

Удачи на дорогах!

Сергей-455

Добрый день.

Сегодня мой друг получил штраф за пересечение дороги в неположенном месте при наличии рядом пешеходного перехода.

Это площадь, с памятником в центре. Вокруг памятника круговое движение. Мой друг переходил дорогу от парковки внизу снимка (пустая) к самому памятнику.

Лично я вижу полное отсутствие пешеходных переходов и считаю что убедившись в том что не создается помеха движению, переход возможен. (На фото, площадь перекрыта для мероприятия и там куча людей. Прошу не обращать внимание.)

Сергей , здравствуйте.

В требуемом направлении в настоящее время есть пешеходные переходы?

В любом случае, если Вы не согласны, то попробуйте оспорить штраф.

Здравствуйте!По работе надо было сфотографировать объект(здание),фото с дальнего расстояния,пришлось перейти дорогу,на той стороне нет тротурара а высокая трава,пока топталась на краю дороги и делала фото,подъехал патруль ГБДД и предъявили обвинение,что я двигаюсь по проезжей части при наличии тротуара,которого нет там где я стою,но есть через дорогу,но там мне не сфотографировать объект в полный размер!Выписали штраф 500 рублей!Я подписала,что не согласна с обвинениями!Как можно обжаловать?И есть ли смысл?Спасибо!

Алена , здравствуйте.

Насколько я понимаю, при выборе места для фотографии Вы двигались по проезжей части. Однако пункт 4.1 ПДД требует, чтобы в первую очередь пешеходы пользовались тротуарами. Не знаю, чем можно обосновать Вашу невиновность в описанной ситуации.

Удачи на дорогах!

Евгений-182

Существует ли сейчас правило движения пешеходов по тратуару? Сейчас ходят как кому вздумается, а раньше ходили по правой стороне тратуара не создавая помех идущим на встречу и это контролировала милиция

Евгений-182,

я как то искал это в ПДД, либо плохо искал, либо действительно не указана сторона движения для пешеходов ни по тротуару, ни по п/переходу. К сожалению(

проходя на участке дороги где запрещено движение автотранспорту по какой стороне должен идти пешеход?

Виктор22 , цитирую определение дороги по п 1.2 ПДД: "Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Если полоса земли не используется для движения ТС, то это не дорога. А "пешеход", кстати, - не пешеход.

А что, в населенном пункте, при отсутствии тротуаров, пешеходам нужно двигаться по какой-то конкретной стороне дороги???

Оказывается, да. Тоже был удивлён. Раньше это было только за городом, а теперь, оказывается, не только. Не уследил, когда ПДД изменились.

Виталий-100

Добрый день.

Живу в микрорайоне/поселке с грунтовыми дорогами. Дороги шириной в одну полосу, машины разъезжаются только напротив подъездов к воротам домов. Тротуаров нет в помине. По правилам должен двигаться по левой стороне проезжей части навстречу транспортным средствам!!! - как определить границу проезжей части на грунтовой дороге??? Что с правой стороны, что с левой - я иду навстречу ТС. Мой дом находится с правой стороны дороги по ходу движения от остановки. Переходить от остановки - на левую сторону - нарушаю ПДД!!! Не переходить и идти прямо по правой стороне - опять нарушаю ПДД!!! Я выбрал идти по правой стороне - и один дом не дойдя до своего был остановлен экипажем ДПС. Говорю - иду по обочине, а это что горох об стенку (выписали штраф).

Дома читаю еще раз ПДД - направление движения по обочине никак не прописано! Обочина на одном уровне с дорогой, но где на грунтовой дороге граница проезжей части и обочины или как её определить? Инспектора гнут в свою сторону - вы шли по проезжей части и всё тут. Написал жалобу в суд - рассмотрение затянулось и тянется до сих пор, всё откладывают. Какие доводы предъявлять судье? Ведь, исходя из мною описанного, переходить дорогу от остановки - нарушить ПДД, но потом мне снова переходить дорогу подходя к дому - опять нарушить ПДД, двигаться по правой стороне по обочине - снова в тупике: где обочина или проезжая часть на грунтовой дороге и как это установить???!!!

Виталий , здравствуйте.

1. По поводу обочины:

"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Обратите внимание, обочина либо должна иметь другое покрытие, либо должна быть обозначена разметкой. Вы пишите, что дорога грунтовая. Поэтому тип покрытия совпадает, а разметку на грунтовые дороги обычно не наносят. То есть на указанной дороге обочины нет.

2. По поводу ситуации в целом.

Почему Вы считаете, что переход дороги будет нарушением правил? Если в зоне видимости нет пешеходного перехода или перекрестка, то Вы можете перейти дорогу и это не будет нарушением. .

Удачи на дорогах!

Можно утешить себя тем фактом, что 10 тысяч таких бездельников, которые получали нехилые зарплаты, уволены. Пусть попробуют найти себе работу на гражданке! А не сидеть на бюджете!!!

Добрый день. Я вышла на проезжую часть дороги,потому что пройти по тротуару было невозможно из-за оледенения и наклонного рельефа местности,так как я шла вдоль движения транспорта,решила перейти дорогу,чтобы двигаться навстречу движению,но меня остановили по причине пересечения дороги в зоне видимости пешеходного перехода и выписали штраф.

Надежда-61

Здравствуйте!

"Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств."

А "Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы..." и "...везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства." по какой стороне должны передвигаться?

Надежда , здравствуйте.

Пункт 4.1 говорит о том, что попутно с транспортными средствами должны двигаться только "лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед". Прочие пешеходы должны двигаться навстречу автомобилям.

Удачи на дорогах!

Наталья-177

Здравствуйте. У нас в деревне отменили одну школьную остановку и нашим детям теперь приходиться ходить около километра вдоль проезжей части. Ни тротуаров ни пешеходной зоны у нас нет. Получается, что детей обязали ходить так далеко. Возник вопрос со скольки лет ребенок может самостоятельно передвигаться вдоль проезжей части дороги.? Сопровождение не всегда возможно. Освящения почти нет. Дети возрастом от 6 лет первоклашки.

И делаем вывод, что тротуар - или непосредственно у проезжей части, или отделён ГАЗОНОМ.

"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами дорожного движения 2019-2018 России(РФ).

А вот между обочиной и проезжей частью вообще ничего нет.

Отсюда вывод - не может.

KatyaSs , в описанной ситуации элемент, предназначенный для движения пешеходов, тротуаром не является, т.к. между тротуаром и проезжей частью не может быть обочины. Это ответ с точки зрения ПДД.

В жизни люди понимают под тротуаром любую асфальтированную полосу, которая идет параллельно проезжей части. Однако не каждая такая полоса является тротуаром с точки зрения ПДД.

Не точность. "водитель обязан уступить дорогу" - п 13.1 ПДД. Значение термина "Уступить дорогу" смотрим в п 1.2 ПДД.

Безбарьерный частокол

Часто ли вы видите на столичных улицах людей в инвалидных колясках или слепых с тростями без провожатых? Вряд ли. Однако это вовсе не означает, что таковых у нас нет. В Киеве 140 тысяч инвалидов, но они просто не имеют возможности свободно передвигаться по городу. То, что делают власти, дабы превратить столицу Украины в комфортный для таких людей европейский город, ничтожно мало. Да и многое из того, что сделано, инвалиды называют сущим кошмаром.

Сколько в мире инвалидов? По приблизительным оценкам ООН, их насчитывается около 700 миллионов. Статистика затруднена, поскольку в разных странах по-разному оценивают количество граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно выводам Всемирного банка, инвалиды - в числе представителей беднейших слоев населения, их доля - 20 процентов. Окружающие, в основном, относятся к людям, имеющим инвалидность, чисто с медицинской точки зрения. То есть, с позиции «медицинской модели», инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается такая ситуация, при которой инвалид воспринимается как постоянно больной человек, не соответствующий определенному стандарту, позволяющему работать, обучаться, посещая обычные учреждения. Формируется мнение, что такой человек является обузой обществу, как бы его иждивенцем. Сами же инвалиды предпочитают рассматривать инвалидность как аспект социальный.

Сравнивая эти две «модели восприятия» инвалидности, давайте представим молодого человека, ученика или студента, которому нужно посетить книжный магазин или позаниматься в общественной библиотеке.

Если посмотреть на эту проблему как на «социальную модель», то препятствием окажутся ступеньки. Просто при проектировании и строительстве большинства зданий не учитывались потребности инвалидов, их запросы. Именно из-за этих причин человек не сможет написать доклад, реферат, подготовится к контрольной, а значит не сдаст «зачет», не получит положительную оценку и, как результат, - знаний. Именно коляска заставляет человека чувствовать себя инвалидом, а отношение общества к нему только подчеркивает и усугубляет это положение. Не физиологические особенности и отклонения, а физические барьеры окружающей среды, почти невозможность нормально работать, получать знания, образование, пользоваться общественным транспортом заставляют человека чувствовать себя инвалидом. Да и отношение окружающих не дает забыть об этом.

Бесспорно, люди, имеющие инвалидность, нуждаются в медицинской помощи. Пусть даже в большей степени, нежели другие. Но все-таки, с точки зрения «социальной модели», инвалидность - это вопрос прав человека, возможности их реализовывать.

Любое гуманное общество/государство не может оставаться в стороне от решения проблем, связанных с жизнедеятельностью инвалидов. А это предполагает улучшение аспектов здравоохранения, образования, борьба с нищетой, преступностью и наркоманией, охрана окружающей среды - не только природной, но и социальной.

А между тем, с одной из проблем инвалидов мы сталкиваемся ежедневно. Пандусы, коих на городских улицах немало, теоретически должны облегчать жизнь колясочникам. Однако на деле, подобные конструкции ничего, кроме вреда не приносят. Пандусы, устраиваемые в домах сами по себе неудобны - скользкие, без поручней. Перелом костей здесь - это лучшее, что может случиться. В подземных переходах очень большой наклон пандуса, часто отсутствуют заезд и перила, на многих спусках полным ходом идет стихийная торговля, лежат горы мусора. К тому же, съехав по такому пандусу, инвалид тут же сталкивается с препятствиями в виде бордюров, так что впору расшибиться в лепешку. Ужасны и разрекламированные колясочные съезды на станциях метро, обустройство которых обошлось Киеву в 80 тыс. грн. "Тренажеры для самоубийц" - настолько они крутые. У жилых домов, например, пандусы и вовсе "ступенчатые". Иными словами, их попросту нет! За исключение, конечно, новостроек.

Посему многие из людей, прикованных к инвалидному креслу, не в состоянии даже самостоятельно выйти из дома и вынуждены годами пребывать в изоляции. А тем временем, в западных странах их коллеги по несчастью имеют возможность пользоваться практически всеми благами цивилизации.

«Сегодня инвалиды в полной изоляции. Нет ничего такого, за что можно похвалить власть, - считает глава общественной организации «Центр реабилитации инвалидов-спинальников "Возрождение АРС". - Единственное, что можно назвать положительным - это появление автобусов и троллейбусов с низким полом. Но, опять-таки, добраться до такого транспортного средства у инвалидов-колясочников практически нет возможности.

«Я живу на третьем этаже, а инвалидная коляска едва втискивается в малогабаритный лифт чуть ли не со скрипом. Преодолеть несколько ступенек на коляске без посторонней помощи просто нереально. А пандусов нет практически нигде", - поделилась впечатлениями женщина-инвалид.

Инвалиды по зрению тоже не могут передвигаться без посторонней помощи. Опасность подстерегает их на каждом шагу. В Киеве всего лишь шесть перекрестков, оборудованных устройствами звуковых сигналов (да и те не всегда исправны), подходы к станциям метро загружены торговыми павильонами, а платформы "подземки" без выступающих ограничительных линий могут стать платформами отправления на тот свет. Если городская программа "Безбарьерная среда", призванная улучшить условия доступа граждан с ограниченными возможностями к социальной и инженерно-транспортной инфраструктуре столицы, с большим скрипом выполняется для колясочников, то для слепых ее никто и не пытался реализовывать. А ведь пандус, который делается для инвалидов-спинальников, еще большая преграда для слепых (их в Киеве около 3 тыс. человек), нежели ступеньки. Для инвалидов по зрению в городе почти ничего не сделано. Одна из самых наболевших проблем для слепых - сесть в нужный транспорт, ведь номера маршрута они не видят. Руководство УТОСа предлагало городской власти ввести в действие специальные устройства на общественном транспорте, чтобы, подъезжая к остановке, автобус-троллейбус сообщал свой номер. Не менее необходимы также и звуковые маячки над входами в метро, магазин, аптеку, почту, дабы слепому было бы проще ориентироваться в пространстве.

Некоторые подвижки в отношении облегчения жизни незрячим есть разве что в киевском метрополитене. Так, инвалида по зрению 1-й группы может бесплатно сопровождать родственник или знакомый. Если же слепой едет один, его встречает контролер и проводит на эскалатор. Внизу же его усаживают в первый вагон, спрашивая, на какую станцию нужно. По прибытии его также выводят из "подземки". Правда, нельзя не отметить, что навстречу слепым в этом плане город пошел лишь после того, как несколько лет назад в метро погибли двое слепых: люди попадали между вагонами поезда, а не в двери.

Выходит, для решения проблем киевских инвалидов нужны жертвы?

Частенько приходится слышать высказывания такого типа: «В нашей стране инвалиды живут плохо, вот на Западе…». В европейских городах инвалидам жить удобнее: выше уровень жизни, легче передвигаться по улицам, делать покупки в магазинах. Во многих странах используются передовые технологии для профессиональной, медицинской и социальной реабилитации инвалидов. Кроме того, внедряются специальные подъемники для инвалидов не только в жилых и общественных зданиях, но и в общественном транспорте. Это не удивительно: процесс интеграции инвалидов в общество на Западе начался на полвека раньше, чем в нашей стране.

Так, 60-е для США стали переломными в плане борьбы за гражданские права. Нет, люди с ограниченными возможностями здесь не помирали с голоду, не страдали от неоказания медицинской помощи. В плане жизненных благ они никогда не были обижены. Борьба кипела за возможность равного доступа ко всем благам цивилизации. Инвалиды Америки требовали Закона о правах инвалидов Америки.

И вот всего лишь 20 лет назад такой закон был принят. Закон о правах инвалидов, Americans with Disabilities Act, гарантировал инвалидам равенство при поступлении на работу, при пользовании общественным транспортом, при посещении публичных и коммерческих учреждений, а также телекоммуникациями. Во исполнение закона все государственные организации создали специальные телефонные линии для слабослышащих. Автобусы должны иметь специальные сидения, которые водитель может убрать, если на автобус садится инвалид в коляске. Для этого же автобусы оборудуются специальными подъемниками. Станции метро оснащаются лифтами. В большинстве государственных и общественных зданиях есть специальные пологие заезды, специально предназначенные для инвалидов-колясочников. Все коммерческие частные организации, которые посещают такие клиенты - банки, рестораны, отели, и магазины - обязаны иметь такие заезды. Исключением являются частные компании, которые, не имеют прямого контакта с покупателями.

Еще одним принципом государственной политики в отношении инвалидов является необходимость не наличия самих приспособлений, а способность инвалида пользоваться услугами организации или сервиса с той же простотой, как и обычному человеку. Так, если у библиотеки есть второй этаж, то она не обязательно должна тратить деньги на лифт. Однако, если инвалид просит книгу, которая находится на втором этаже, библиотекари обязаны её принести. Если в ресторане есть, к примеру, три туалета, из которых один имеет специальные приспособления, делающие туалет доступным для инвалидов, то не обязательно оснащать все туалеты подобными приспособлениями. Достаточно повесить вывеску, которая указывает, каким туалетом комфортнее воспользоваться инвалиду.

Также были приняты особые законы, защищающие права глухих и слепых. В 1962 году Конгресс США принял специальный закон о создании библиотеки музыки для глухих. Сегодня библиотека, которая находится в Вашингтоне, имеет более 30 тыс. записей, записанных шрифтом Брайля. Доктора и суды должны нанимать переводчиков с языка жестов для глухих пациентов. Вывески снабжаются надписями, сделанными шрифтом Брайля, предназначенными для слепых и плохо видящих людей. Рестораны быстрого питания печатают шрифтом Брайля названия напитка на бумажных стаканчиках. Слепые люди могут заходить с собаками-поводырями в автобусы и продуктовые магазины, в которые остальным американцам строжайше запрещено заносить домашних животных.

Этот закон действительно работает. Если вы открыли прачечную, ресторан, школу и в нем хоть что-то недоступно инвалиду, закон об инвалидах Америки завтра же «закроет» такой бизнес. Если инвалид не нашел пандуса на тротуаре в пределах одного квартала, лифта или подъемника в пределах одного городского сооружения, туалета, куда можно заехать по делам на коляске, общественного транспорта, в который нельзя въехать - пощады не будет. Если в общественных помещениях нет специальной разметки надписей для незрячих, нет звукового счетчика этажей в лифтах - все кары небесные падут на тех, кто не обеспечил инвалидам равного доступа.

У нас же ещё лет 20 назад инвалиды были вообще «под запретом». Результат нынешней государственной политики - тот факт, что они «вышли из тени», и это уже большой шаг вперёд. Наибольшим достижением украинской власти стало подписание в прошлом году президентом Украины Конвенции ООН "О правах инвалидов". После чего в декабре месяце Верховная Рада ратифицировала этот документ. Особенностью этой конвенции является то, что в ней предусмотрен пункт об отчетности в ООН представителей власти страны-подписанта по результатам выполнения ее норм. Этот немаловажный факт заставил отечественных чиновников уделять больше внимания проблеме дискриминации по отношению к инвалидам. Правительством Украины было принято девять важных постановлений по выполнению пунктов данной конвенции. Ибо главное - привести ее нормы в действие, чтобы потом не было стыдно перед международной общественностью за невыполнение взятых на себя обязательств. Тем более, что в следующем году в Украине планируется проведение конференции Совета Европы по правам инвалидов, на которую съедутся представители более 30 стран-участниц.

Да, конечно, государство должно обеспечить лифты и пандусы учебным заведениям, дать ассистентов учителям и так далее. Однако если в обществе будет сохраняться прежняя отстранённость, деление общества на «мы» и «они», ситуация изменится ненамного. Люди с ограниченными возможностями уже давно не желают держать кепки, просящие милостыню. Они перестали быть «недействительной» частью общества. Милосердие, жалость, сострадание - все это хорошо до умиления. Но не это нужно человеку, которому живется нелегко. Он хочет от общества, чтобы ему были созданы условия, при которых его ограниченные возможности станут неограниченными. Украина только начинает задумываться над этими вопросами.


Люди, испытывающие трудности при передвижении, могут иметь самые разнообразные заболевания, связанные с значительными затруднениями в работе опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Опорно-двигательный аппарат (ОДА) – костно-мышечная система, единый комплекс, состоящий из костей, суставов, связок, мышц, их нервных образований, обеспечивающий опору тела и передвижение человека в пространстве, а также движения отдельных частей тела и органов (головы, конечностей и др.)

При передвижении люди могут использовать всевозможные облегчающие передвижение средства – трости, костыли, ходунки, инвалидные коляски и т.п. Следует помнить, что средства передвижения нельзя убирать, отодвигать. Не нужно также без спросу пытаться помочь зайти в общественный транспорт, подняться или спуститься по лестнице и т.п. Однако придержать дверь, помочь заехать человеку в инвалидной коляске на бордюр, предупредить о скользком поле, гололеде будет весьма кстати.

Люди с гиперкинезами (спастикой)

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, мимики лица, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

Советы:

Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на него.

При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения Вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажитесь в неловком положении.

Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.

Перед тем, как сесть за стол с человеком с гиперкинезами, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и так далее.

Если в магазине человек с гиперкинезами попросил Вас достать его кошелек и расплатиться или положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него. То же самое, если Вас попросили набрать телефонный номер – при этом совершенно необязательно вставлять в аппарат свою телефонную карту.

В транспорте: при входе в автобус (троллейбус, трамвай), прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужно ли это. Некоторым людям помощь посторонних только мешает. Уступая место, не настаивайте, если человек отказался.

Если Вы покупаете билеты в кино или театр для человека или людей с гиперкинезами, выбирайте такие места, где они не будут мешать другим зрителям непроизвольными движениями. Если таких мест нет, нужно договориться с администрацией о дополнительных местах в проходе.

Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Позиция “только не волнуйся”, “ладно”, приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если видите, что Ваш собеседник нервничает.

При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе “люди с затруднениями в речи”.

Люди, пользующиеся инвалидным креслом-коляской (ИКК)

Инвалидными колясками могут пользоваться люди, перенесшие ампутацию нижних конечностей, после тяжелой травмы позвоночника, люди с тяжелой формой детского церебрального паралича (ДЦП), имеющие тяжелую форму рассеянного склероза, заболевания суставов, после перенесенного инсульта, полиомиелита или другого заболевания, приведшего к нарушению функций нижних конечностей.

Возникновение кресла-коляски имеет продолжительную историю. Многочисленные попытки сделать кресло мобильным осуществлялись еще до Рождества Христова, однако прототипом современной инвалидной коляски, скорее всего, является коляска, изготовленная для испанского короля Филиппа II в 1595 году.

Эта конструкция больше напоминала современные детские коляски. Самостоятельно привести в движение это кресло его владелец не мог, да и не королевское это дело, поэтому перемещался в нем Филипп II при помощи своих слуг. Самоходное транспортное средство, т.е. приводимое в движение его владельцем, было изобретено в 1665 году Стефаном Фартлером. Однако и эта конструкция мало похожа на современные инвалидные коляски, потому что приводилась в движение хоть и с помощью рук, но усилие на переднее колесо передавалось с помощью кривошипов и больше напоминало современные конструкции велосипедов, приводимых в движение руками.