Плавное включение и выключение плафона автомобиля. Плавное гашение салонного света

Реализовать схему плавного гашения света в салоне, довольно просто и не требует больших усилий. Сама схема имеет маленькие габаритные размеры и может быть легко размещена в любом удобном месте автомобиля. По элементной базе также все просто, один конденсатор, пара диодов и пара резисторов, в зависимости от вида освещения.

Схема монтируется на выводы осветительного плафона. Схема элементарная с ней запросто справится даже школьник. Электрическая схема для случаев если ваш осветительный прибор является лампой накаливания, приведена на рисунке ниже.

Разберем подробнее принцип действия. Первый диод стоящий по питании. +12 В служит для защиты от переполюсовки и обратных токов. Через второй диод (за параллельный с резистором) уже непосредственно происходит разряд конденсатора на лампу накаливания при выключении света. Указанные в схеме номиналы конденсаторов можно менять. В конструкциях некоторых автомобилей салонный свет за параллелен с осветительными приборами в багажнике, поэтому может понадобиться конденсатор с большей емкостью.

В любом случае после сборки необходимо проверить работу, а не сразу запечатывать схему в плафон. Резистор сопротивлением в 1 Ом играет роль токоограничительного резистора на случай переходных процессов при включении лампы, ток может скакнуть и пожечь все диоды и конденсатор и выбить предохранитель.

Теперь рассмотрим схему в случае светодиодных осветительных приборов в салоне. Схема немного меняется, ее вы можете увидеть на рисунке ниже. Если вы хоть не много знакомы с электротехникой, то должны знать, что время заряда и разряда конденсатора происходит за так называемых 3?, где?=RC, т.е. произведению сопротивления в цепи на емкость конденсатора.

В случае с лампой накаливания при падении на ней температуры она сама из себя представляет резистор с определенным сопротивлением путем подгона конденсатора можно легко подобрать необходимое время разряда конденсатора на лампу. В случае же со светодиодом этого не происходит именно поэтому в цепь необходимо добавить разряжающий резистор, который вместе с емкостью конденсатора будет определять время разряда конденсатора.

В данной схеме номинал резистора взят 820 Ом, однако в каждом отдельном случае он может отличатся. Поэтому пред установкой обязательно необходимо проверить время угасания лампы или светодиода, при неверно установленных номиналах угасания можно будет ждать минутами.

В данной статье мы рассмотрим схему плавного отключения света в салоне автомобиля. Данная схема может подойти к любому автомобилю, в независимости от его марки, так как не является слишком сложной и требует простой установки параллельно контактам салонной лампочки освещения.

Перейдем непосредственно к изучению схемы. Вверху схемы мы видим диод, который служит защитным устройством для всей схемы, так как предотвращает смену полюсов и изменению движения тока. Иными слова можно сказать, что диод препятствует разрядке конденсатора от других приборов в салоне автомобиля и работает только с лампой освещения внутри салона. Иногда в некоторых марках автомобилей, возле выключателя освещения салона, устанавливается и выключатель освещения в багажнике. В этом случае потребуется установка более емкого конденсатора для плавного выключения освещения в обоих источниках света, так как чем больше потребителей тока находится в одной цепи, тем больший потребуется объем в конденсаторах.

При подключении конденсатора к цепи проверьте его степень зарядки, так как при разряженном состоянии, конденсатор играет роль КЗ, и при подключении к цепи может деформировать предохранитель освещения в салоне.

Установив конденсатор к цепи, тот через резистор накапливает в себе определенный объем энергии и при отключении тока через бортовой источник питания, конденсатор высвобождает накопленную энергию, которая в дальнейшем поступает к резистору и диоду, параллельно которым установлена наша лампочка.

При разряде конденсатора напряжение в цепи будет плавно падать, благодаря чему лампочка медленно погаснет. Управлять временем гашения лампы можно при помощи конденсатора большего объема. Чем больше объем у конденсатора, тем медленнее будет гаситься свет в салоне автомобиля.

Следует учесть, что при установке схемы параллельно светодиодной лампочке, вместо обычной лампы накаливания, потребуется установка конденсатора меньшего объема и резистора с системой «дотушивания», так как слишком большое напряжение в цепи может привести к перегоранию светодиодов, а применение обычного резистора без системы «дотушивания» приведет к тому, что светодиоды плавно потухнут, но будут светить на 10% яркости в течении одной минуты.

12-вольтовой подогреватель тосола Подогреватель антифриза на 12 вольт, электроподогреватель тосола

Многим нравится плавное гашение света в салоне , однако далеко не все авто обладают такой функцией. В этой статье я расскажу как собрать схему для плавного выключения света в салоне с задержкой в 3 секунды . Схема создавалась для автомобиля Daewoo Lanos, цвета клемной колодки указанны именно для этой модели.

Параллельно с добавлением функции плавного отключения, было решено заменить штатную лампочку освещения салона на её светодиодный китайский аналог выделяющий гораздо меньше тепла, которое, как видно на фото, «крошит» пластик плафона.

Схема плавного отключения освещения салона Daewoo Lanos с задержкой

Схема проста и особых пояснений не требует. На первом транзисторе организована задержка отключения. В качестве время-задающей цепи служит конденсатор и параллельно включенный резистор номиналом 1М, чем выше емкость конденсатора и номинал резистора тем дольше задержка отключения лампочки. При подключении вывода «переключатель» к земляному проводу при помощи «ползункового» переключателя происходит мгновенный заряд емкости конденсатора через резистор номиналом 5 (кОм). Диод после резистора установлен не случайно. При открытии дверей на серый провод клемной колодки подается земля, а (как выяснилось в результате экспериментов) при закрытии двери земля не только пропадает, а на смену ей приходит +12 вольт. Именно с целью блокировки последующего положительного потенциала, мгновенно разряжающего емкость конденсатора, в схему был добавлен диод. Второй транзистор (кт819) выполняет роль усилителя. Резистор в его базе 1 (кОм) определяет яркость свечения, при применении обычных ламп накаливания возможно потребуется снизить его значение до 300-500 Ом а так же увеличить емкость время-задающего конденсатора. Обратите внимание на резистор подключенный параллельно нагрузке, в случае применения светодиодных ламп он необходим для «дотушивания» освещения. Это обусловлено тем, что при снижении напряжения на клемах лампы до 7-8 Вольт, резко падает потребляемый ток и лампа еще долгое время светится в 10% накала.

Сегодня мы расскажем, как своими руками сделать универсальную схему плавного отключения света в салоне авто на конденсаторе.

Ранее я публиковал , но некоторым автомобилистам она может показаться слишком сложной для повторения. Я решил опубликовать самую простую схему задержки выключения и плавного гашения света на конденсаторе и нескольких вспомогательных элементах. Эта подойдет для любого автомобиля, вне зависимости от производителя. Все что вам потребуется, это припаять схему параллельно клемам подключения вашего салонного фонаря.
Давайте рассмотрим как действует схема. Верхний на схеме диод защищает схему от переполюсовки и препятствует обратному ходу тока. То есть предотвращает разрядку конденсатора на других потребителей кроме лампы салона. В некоторых параллельно лампе салона установлена лампа освещения багажника. Чем больше потребителей, тем большую емкость конденсатора придется задействовать для организации плавного тушения света.
Далее, ток поступает непосредственно на лампу и на номиналом несколько Ом (на схеме указан 1 Ом). Его функция заключается в ограничении тока зарядки конденсатора.
При подключении разряженного конденсатора к бортовой сети автомобиля будет наблюдаться большой импульс тока, так как в разряженном виде конденсатор представляет собой КЗ, что может вывести из строя предохранитель отвечающий
за цепь освещения салона. Через этот резистор происходит заряд конденсатора и накопление в нем энергии, которая при отключении освещения (на схему перестанет поступать напряжение от борт сети) начнет отдавать запасенную энергию через резистор и параллельно ему подключенный диод к нашей лампочке.
По мере разряда конденсатора напряжение на лампе будет падать и будет создаваться визуальный эффект плавного отключения освещения салона. Время задержки выключения подсветки определяется емкостью конденсатора, чем выше емкость, тем больше задержка.

Следует отметить, что в случае применения в осветителе не ламп накаливания, а светодиодных лампочек потребуется меньшая емкость конденсатора и резистор осуществляющий «дотушивание» . Это вызвано тем, что ток потребляемый при снижении напряжения (на конденсаторе) не линеен и сильно падает при снижении напряжения до 7-8 вольт.
Без дотушивающего резистора вы увидите плавное тушение до определенного предела, а после лампа будет еще минуту светиться в 10% яркости.


Поводом, написать эту статью, послужило желание сделать ещё одну версию популярного среди автолюбителей устройства - диммера для плавного включения-выключения света в салоне автомобиля.{nomultithumb}

{ads2}В данном устройстве при открывании двери автомобиля свет лампы освещения салона зажигается плавно за 5 секунд, горит постоянно 10 секунд на максимальной яркости, а потом плавно гаснет за 5 секунд. Весь цикл получился примерно 20 сек.

Если после открывания двери оставить её постоянно открытой, свет погаснет сам по истечении 3-х минут в целях избежать разряд аккумулятора.

Инициализация запуска устройства происходит при открывании двери автомобиля, когда водитель открывает дверь, или пассажир выходит. При этом происходит замыкание на массу контактов штатного концевика двери для включения освещения салона автомобиля.

Если дверь долго остаётся в открытом состоянии, схема запускает таймер, лимитирующий продолжительность горения света приблизительно до 3-х минут. При закрывании двери схема снова переходит в дежурный режим ожидания. В этом режиме потребление тока схемой мизерное, поскольку микроконтроллер переходит в «спящий» энергосберегающий режим работы.


В схеме применён недорогой AVR-микроконтроллер фирмы ATMEL ATtiny13 , для тактирования использована частота внутреннего RC генератора 9,6 мГц.

Как выставить фьюзы при программировании, показано на картинках.


Микросхема стабилизатора 78L05 может быть заменена 7805 . Полевой N-канальный транзистор я применил IRFR024N , можно поставить и 55L03LT , а если подобных транзисторов нет, можно рекомендовать более доступный в торговой сети IRFZ44 .

Все необходимые контакты проводки автомобиля находятся рядом с лампой салона автомобиля. Провод от лампы освещения салона со стороны (-) штатного выключателя соединяется с выводом схемы «3», со стоком выходного транзистора, или в разрыв этого провода. Провод от концевого выключателя двери соединяется с выводом «4». Питание + 12 вольт, соответственно, с проводами схемы автомобиля «2», идущими к этим соединениям. А общий провод (-) с контактом схемы «1».


Поскольку у разных моделей автомобилей электрическая схема под ключения лампы освещения салона может различаться, я привёл лишь общую, для понимания работы устройства, схему.

Небольшие габариты платы устройства позволяют разместить её в пустотах пространства рядом с лампой освещения салона. Плату предварительно следует поместить в пластиковый изолированный корпус. Схема соединяется всего 4-мя проводами, поэтому может быть легко и быстро смонтирована.

Для наглядности, как вариант подключения, приведена схема подсоединения лампы салона в автомобиле AUDI 80 (90-х годов выпуска). Штатный выключатель Sa2 при этом надо установить в положение "включить".